г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 95

Досудебный порядок защиты прав потребителей

6.03.2014

О некоторых правилах досудебного порядка защиты прав потребителей по Закону «О защите прав потребителей»

 

Как известно, российское законодательство (Закон «О защите прав потребителей») первоначальным этапом  разрешения возникших споров, вытекающих из потребительских отношений, признает так называемый досудебный порядок (претензионный). Специфика данного разрешения конфликта выражается в том, что потребитель самостоятельно может предъявлять претензию (требование) продавцу о защите нарушенного права, при этом, не подавая искового заявления в суд. Сам по себе внесудебный порядок разрешения возникших между сторонами споров «предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца – добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро восстановить нарушенное право»[1].

Нашей целью в раскрытии данного вопроса является «освещение» некоторых правил досудебного порядка защиты прав потребителей.

Первое с чего хотелось бы начать – рассмотрение вопроса определения понятия «претензия» и ее содержания.

На наш взгляд, претензию правильно рассматривать как письменное требование лица, чье право нарушено, к лицу, нарушившему право об устранении допущенных нарушений.

Содержание претензии – это определенное требование об устранении возникших нарушений. При этом законодательство Российской Федерации не определяет содержание претензии и ее форму. Вследствие этого форма претензии может быть произвольной. Но, не смотря на это, следует учитывать, что требования, предъявляемые потребителем  продавцу, должны носить четко сформулированный характер и быть аргументированными, подтверждаясь при этом доказательствами. В досудебной претензии потребителю следует изложить суть предъявляемых требований к продавцу. При отказе продавца удовлетворить спор в досудебном порядке, потребитель вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного материального права.

Приведем пример досудебной претензии:

Директору ООО «***»

Ф.И.О.

От: Ф.И.О.,

проживающего по адресу:

________________________

________________________

Претензия

Настоящим сообщаю, что_________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Требую: устранить допущенное нарушение моих прав.

Предлагаем Вам в добровольном порядке устранить нарушения в срок до «__»__________201_г.

В случае не удовлетворения требований в вышеназванный срок с Вашей стороны, мы будем вынуждены обратиться в суд с иском о защите нарушенных прав.

«___»__________201_г.                                                    ________________/__________

 

Вторым правилом выступает порядок подачи претензии. Потребителям, подающим досудебную претензию, необходимо учитывать тот факт, что данный документ должен быть написать в двух экземплярах. Один из них следует отдать продавцу, а на другом необходимо сделать отметку о принятии получения претензии продавцом и оставить себе.

Досудебную претензию можно подать как лично, так и по почте заказным письмом с обязательным уведомлением о вручении продавцу.

Что делать, если отклонили претензию или не был получен ответ? В данной ситуации потребитель имеет право предъявить иск в судебном порядке.

Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что претензионный порядок в Российской Федерации представляет собой частный порядок защиты нарушенных прав потребителя, включающий в себя самозащиту, предусмотренную ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также возможность разрешения возникших споров самостоятельно.

 

 




[1] В.В. Богдан. Досудебный порядок урегулирования споров, возникающих в сфере защиты прав потребителей.